Главная » 2015 » Сентябрь » 13 » Попытка критического разбора
13:53
Попытка критического разбора
М.Ю. Лермонтов.

ИСПОВЕДЬ (Я ВЕРЮ...)

Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что мог монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал;
Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон!..

Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших - но святых видений,
И тени чувств, каких уж нет;
Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнем язвительным своим.

1831

Предисловие. Ну не могу я без предисловий. :fish: Долго откладывала в дальний ящик стола, но поскольку мы тут больше учимся, чем делаем что-то серьезное, то в конце концов я победила парлич перфекциониста, и вот, в три часа ночи начинаю писать этот разбор. Не мудрствуя лукаво, пойду прямо по плану. Насколько это будет в моих силах. 

Автор произведения. М.Ю. Лермонтов. Год написания текста - 1831. Родился М.Ю. в 1814 году, притом, как ]гласит источник (http://lermontov.info/biograf.shtml), стихи он начал писать незадолго до появления данного текста, в 1827 году (сиречь в 14 лет). При этом, с 1830 года он становится студентом университета (если верить другому источнику: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лермонтов,_Михаил_Юрьевич), где знакомится с гуманистического характера идеями, которые так любят заражать умы юношей, не успевших еще очерстветь и скурвиться.

А вот эта фраза из третьего источника (http://www.mlermontov.ru/lbiography) показалась мне любопытной:
«Не мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься, Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой и непонятой душе.»
Никого не напоминает? :D

Но вернемся к М.Ю. В 17 человек еще достаточно честен с самим собой, хоть и максималистичен (порой до крайности). Я бы даже сказала, что в это время он подвержен пафосу, но это хороший, искренний пафос. Несчастные любови, очарование (и разочарование) какими-то философскими идеями, личный опыт, прочитанное или не прочитанное автором до того — все становится материалом для стихов. Так что лично я воспринимала бы стихи этого периода (и конкретно этот стих) как имеющий непосредственное отношение к М.Ю. Тем более что указанный выше источник гласит, что М.Ю. всерьез не считал себя поэтом, а у меня с этим качеством субъективно ассоциируется именно авторская искренность и структурирование личного опыта в стихах.

Из первого источника я приведу еще вот эту цитату, которая, как мне кажется, может косвенно указывать на степень искренности М.Ю., и на то, что в целом он был хорошим человеком:
"Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:
«...ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно»."

А на самом деле я просто ему симпатизирую.)))

Лексика. Тематические группы — это группы слов, объединенных одной тематикой. Ярко выраженных тематических групп я тут не увидела. А насчет пластов — немного смахивает на возвышенный слог — (клятвы, добродетель, ближние, святые, безотрадный, хладный, питает огнем язвительным), что вообще характерно для тогдашней поэзии (если поверхностно судить по остаткам школьных знаний). Вместе с тем, в стихе довольно простая не усложненная торжественными конструкциями речь, то есть непосредственного пафоса в ней немного. Больше хорошего юношеского пафоса, о котором я писала выше.

Морфологические особенности. Ээээ. Тут я немножечко потерялась. И даже пролистывание матчасти не особо помогло.

Синтаксические особенности. Каждая строфа текста представляет из себя законченное сложное предложение. При этом первое предложение носит оптимистический характер (вера в светлое начало, в доброту человека и доброту мира по отношению к человеку), второе — реалистично-пессимистический (опыт перечеркивает эту веру на корню). То есть, они разделены и синтаксически, и смыслово. Кроме того, каждую строфу-предложение схематично можно обозначить так: завязка, т.е. объявление некой парадигмы → перечисление признаков-условий для этой парадигмы → мораль, вывод. Еще одно наблюдение: «оптимистическая» часть стиха заканчивается многоточием с восклицательным знаком, что означает нетвердость высказывания. Тогда как «реалистическая» часть стиха заканчивается точкой (твердость, окончательность высказывания).

Образ-переживание. Этого момента я немного уже коснулась выше. ЛГ обещает верить в светлое начало в людях, и этому посвящена вся первая строфа. Хотя уже в начале первой строфы мы видим намек на то, что в конце все будет плохо: «Хоть сам того не испытал». И во второй строфе действительно все становится плохо: «Но вере теплой опыт хладный / Противуречит каждый миг». Но несмотря на все негативные моменты, которые испытывает на себе сердце ЛГ, он не сдается, а наоборот закаляется, чувствует в себе силы перешагнуть через все, и жить дальше в этом мире, мужественно принимая правду о нем:
«Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнем язвительным своим. »


Цветовые и звуковые гаммы я пропускаю, потому что явно они тут не присутствуют. Зато тут немного присутствуют кинестетические, ощущательные моменты:
«Хоть сам того не испытал»
«Но вере теплой опыт хладный»
«Хранит в себе глубокий след»
«Его живит, его питает»

И умозрительные моменты (не знаю, как это правильно назвать) — вторая строфа почти полностью состоит из них.

В средствах художественной выразительности я лошара, но все равно попробую. Не сдаваться же без боя? :crazy: Если верить википедии, то все стихотворение — это одна большая антитеза. :lol: Хотя непосредственно антитеза тут, кажется, только одна. А именно: «Но вере теплой опыт хладный / Противуречит... ». А то самое «большое» противопоставление, наверно, можно отнести к образной антитезе — противопоставлению элементов художественного мира произведения. Касательно инверсии, (которая, если верить матчасти, оживляет, облагораживает текст, задает ритм в поэтической речи и расставляет смысловые ударения), то ее здесь присутствует в некотором количестве:
«Что мог монах не лицемерить»
«Что ближних малые ошибки»
«Но вере теплой опыт хладный»
«Огнем язвительным своим.»

Причем последний случай инверсии акцентирует наше внимание на закаляющем, живительном огне, и на том, что он именно «язвительный».

Особенности ритмической структуры. Про пиррхирии не буду, все равно не разбираюсь в них. Размер — ямб, который считается более лирическим, чем хорей, но менее лирическим, чем трехстопные размеры. То есть, для философского и немножечко пафосного юношеского стиха — в самый раз.

Художественные детали.  Про характерные детали, как и про влияние других авторов на творчество М.Ю., я, пожалуй, умолчу за неимением достаточной теоретической базы. Кроме пожалуй, одного момента — размер стиха повторяет размер «Онегина». Но кто из нас не писал онегинским ямбом?

Лирический герой. Про него уже было сказано достаточно в предыдущих пунктах, здесь могу только повториться. Мы можем видеть изменение скорее не точки зрения, а настроения ЛГ по ходу повествования. Потому что точка зрения ЛГ заявлена в самом начале стиха — он сам не испытал все тебе оптимистические пункты, о которых идет речь в первой строфе, он только обещает верить в них. То есть, он с самого начала понимает несовершенство мира, в котором ему приходится жить. Но в первой половине стиха ЛГ еще настроен позитивно и немножечко даже опьянен таким эмоциональным подъемом: мир у него создан для счастья, и время вполне успешно лечит душевные раны. Во второй половине текста с героя как бы слетает эта пелена оптимистичности, и он объявляет: радужному взгляду на мир противоречит сам опыт (который по расхожему нынче мнению и является критерием истины). То есть, с одной стороны настроение ЛГ становится более мрачным. Но с другой — более жизнеутверждающим, потому что ЛГ, осознавая несправедливость мира, все же чувствует в себе внутреннюю силу справиться с ней хотя бы на внутреннем, личностном уровне (мы видим это в финале). Может быть, силы для этого он черпает как раз в той упрямой вере в лучшее, которой начинается текст.

С жанром мы плавненько пролетаем. Философская лирика? Да, пожалуй.

Авторская позиция. Точка зрения, высказанная автором в этом стихе весьма и весьма мне импонирует. Это не стремление надеть розовые очки, но призыв к правдивому, честному взгляду на мир, попытка 17-летнего человека осознать и принять действительность такой, какой она является. Это мужественная постановка себя перед фактом: реальность — не бабочки и цветочки, она больно ранит, но в такой реальности все еще можно жить, и даже закалять свой дух в ее «язвительном огне». Такой 17-летний Лермонтов очень и очень мне симпатичен.

Идею произведения можно высказать в двух словах: разочарования и жизненные перепитии делают нас сильнее.

Пост Скриптум (я сама ввела этот пункт :D). Я бы воздержалась от каких-то эмоциональных и особенно качественных оценок этого стихотворения Лермонтова (тем более, что мир настойчиво намекает мне на то, что я еще слишком мало знаю, чтобы выносить какие-то суждения на этот счет). Исходя из современных веяний и моего очень скромного опыта, я поставила бы под вопрос некоторые выбранные М.Ю. выражения. Но, во-первых, языковые реалии тогда были другими, а, во-вторых, стих написан автором в 17 лет, что требует некоторых поправок в оценке данного текста.
Категория: Критика | Просмотров: 549 | Добавил: muhhada | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 6
avatar
1
1 Лилу_Амбер • 16:51, 2015-09-13
Круто, Кактус. Просто супер! wiggle
avatar
0
2 muhhada • 17:09, 2015-09-13
Пасиб shy
avatar
1
3 Кома • 17:33, 2015-09-13
Ух...стокамногабуков!!!!
avatar
0
5 muhhada • 20:12, 2015-09-13
Да всего-то 33. Плюс ещк пара препинаков. happy
avatar
1
4 Идущая • 19:53, 2015-09-13
Подпишусь под последним пунктом)) поэтому и трудно разбирать юношеские стихи, особо зная, что вырастет великим поэтом.
avatar
0
6 muhhada • 20:12, 2015-09-13
Точно, Идущ))
avatar