[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Чердак » Полезное (возможно и вкусное) » Другое » 00:30 - Проект Александра Гордона (Обзор выпусков, которые могут быть нам интересны)
00:30 - Проект Александра Гордона
muhhadaДата: Пт, 2015-09-04, 18:34 | Сообщение # 1
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Предыстория (субъективная)

Тяготея впоследнее время к получению информации через видео-источники, и в тщетной попытке найти видео не только интересное, но и хоть сколько нибудь полезное, вспомнила об этой передаче. Про нее мне рассказал, один из моих друзей. Мне чрезвычайно нравится телеведущий Александр Гордон, и я, конечно, не могла не посмотреть пару выпусков. Оказалось, что передача довольно любопытна и выходила относительно давно. На одном видео даже видно, что выпуски «оцифровывались» путем записи на цифровую камеру изображения с экрана телевизора, на котором шло видео, проигрываемое видеомагнитофоном))) Думаю, поэтому в некоторых выпусках звук не очень хороший. ah

Вкратце о передаче: в студии Гордон и гость (иногда это два гостя) обсуждают какую-то умную тему. Концепция проекта, насколько я смогла понять по открывающим выпуски прологам, заключается в том, чтобы обсудить с теоретиками и практиками познания мира (сиречь - учеными) одну из сторон этого самого мира. Звучит безумно, но на практике все не так страшно. crazy В числе теоретиков и практиков были физики, математики, лингвисты, историки, психоаналитики, и даже представители православия.

При этом искусство, творчество ставится в ровень с науками, т.к. является интуитивным методом постижения мира. И в этой точке зрения я Александра Гордона горячо поддерживаю!

Предыстория (объективная)

Программа выходила на телеканале НТВ с 10 сентября 2001 по 25 декабря 2003 год, если верить материалам источника. За это время в студии побывало невообразимое количество людей, и невообразимое количество тем было обсуждено, начиная с Патрика Зюскинда и заканчивая сексуальной жизнью божьей коровки. Помимо содержания передача интересна своей концепцией. Она сознательно не носит никакого названия. Время выхода первого выпуска программы и стало ее названием (на Ютубе ее можно найти также по фамилии ведущего или слову «Диалог»). В студии полностью отсутствуют декорации, и даже сам Гордон большую часть времени находится за кадром. Предполагаю, что сделано это для того, чтобы никак не ограничивать и не направлять восприятие зрителя, потому что в этом случае на первый план выходит сам гость студии и диалог, который с ним происходит. Хотя источник гласит, что таким образом выражается некая концепиция «анти-ТВ», что в общем тоже похоже на правду.

Парадигма этой темы)))

Буду просматривать интересующие меня записи и постепенно знакомить вас с теми выпусками передачи, которые покажутся мне интересными и/или полезными. Итак, интригующе пустой зал, курящий Гордон, приглушенный свет и умные разговоры. Поехали. brows
 
muhhadaДата: Пт, 2015-09-04, 18:37 | Сообщение # 2
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Выпуск №23 - «Поэтика и правда» от 22.10.2001

Цитата
N.B.:
Поэтика (от греч. poietike — поэтическое искусство) — теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение. Термин «Поэтика» переносится иногда на самый объект изучения, например «пушкинской поэтики», «поэтики Шекспира» и т. п.

В гостях - филолог, лингвист, литературовед, писатель, профессор университета Южной Калифорнии Александр Жолковский.

Кратко эту беседу можно описать как разговор о влиянии разных факторов на творчества автора и его дальнейшее восприятие. Этот выпуск - неплохая иллюстрация точки зрения о том, что понимание произведения рождается из субъективности читателя (критика), которая накладывается на субъективность автора. Хотя после просмотра программы я бы добавила в эту схему еще среду, в которой упомянутое понимание происходит. crazy Но вернемся к выпуску.

В ходе беседы была высказана довольно распространенная и близкая мне мысль о том, что все художники знают, что они делают. Здесь слово «художник», конечно, следует понимать в самом широком смысле - это и писатель, и музыкант, и режиссер.

То есть, каждый художник в определенном смысле ремесленник. Он работает не только в рамках технических понятий (рифмы, ритма стилистики, если мы говорим о стихах), но и некоего «чувства слова» - невычисляемой категории, которая действует иногда независимо от желания художника и приводит к неожиданным результатам, «ведет» его. Упрощенно можно описать этот процесс так: художник прислушивается к себе, задает вопрос, и получив ответ «да», привносит что-то в свое произведение.

Происходит это оттого, что художник изначально творит в определенной совокупности представлений о том, что плохо и хорошо, в определенном заданном изначально или выбранном им стиле, жанре, на заданном языке, в определенное время (время в его социо-культурном аспекте). В каком-то смысле, чувство слова - это вкусовая категория. Меняется «вкус эпохи», меняются взгляды общества, меняются веяния, хорошее переходит в плохое - и вот уже перед нами другая поэзия, другая музыка, другой театр. Иными словами, искусство - это продукт среды, из которой оно вышло, помноженной на личность художника.

С другой стороны, есть еще восприятие критики, которое в какой-то мере задает восприятия текста читателем. То есть, высказывание критика о тексте является определенным инерционным толчком к толкованию и восприятию текста в дальнейшем. В качестве примера Жолковский приводит вот такой интересный момент. Достоевского на западе воспринимают как серьезного мыслителя, несколько мрачного писателя, этакого «русского Данте». При этом у Достоевского почти в каждом абзаце присутствует также нечто ёрническое, что совершенно невозможно объяснить не русскоязычному человеку. А происходит это, потому что кто-то когда-то научил переводчика, что Достоевский - это мрачный писатель, и теперь Достоевского переводят только так.

С третьей стороны, с деятельностью художника неразрывно связано мифотворчество, вольное или невольное создание шумихи вокруг своего имени - этакая «раскрутка себя». Этот «ареол славы», впрочем, как и полное его отсутствие, тоже не может не повлиять на отношение читателя, зрителя, слушателя, к объекту творчества, который он в данный момент наблюдает.

А на десерт - небольшой экскурс в инфинитивную поэзию.



Ссылка на видео: https://youtu.be/dI7nqJ5UC9w
 
РииДата: Пт, 2015-09-04, 19:59 | Сообщение # 3
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
Воооот! *с чувством глубокого удовлетворения*
воооот, что и хотелось прочитать! твой взгляд на эти передачи плюс краткое содержание понятным языком!!! идеально!

"продукт среды, помноженной на личность художника" - абсолютно согласна
 
muhhadaДата: Пт, 2015-09-04, 20:51 | Сообщение # 4
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Это не все содержание, кое-что любопытное осталось за кадром, но об этом узнают зрители вышеупомянутого выпуска. brows
 
РииДата: Пт, 2015-09-04, 22:37 | Сообщение # 5
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
держишь интригу?))
 
muhhadaДата: Вс, 2015-09-13, 15:13 | Сообщение # 6
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Выпуск №132 от 04.09.2002 - «Сквернословие»

Сначала хотела написать по 83-й выпуск под названием «Мужское и женское в языке», который поднимает проблемы несимметричности мужской и женской роли в языках разных народов. Но потом я посмотрела выпуск, который в чем-то перекликается с вышеупомянутым, и судьба этого обзора была решена. Про мужское и женское, кому интересно, можно посмотреть тут: https://youtu.be/oq6DUf-nELk, а мы поговорим про русский мат. brows

В студии - доктор филологических наук Анатолий Баранов и кандидат филологических наук Владимир Беликов. Выпуск получился весьма любопытным. biggrin

Начинается передача с озвучивания мифа о монголо-татарском происхождении русского мата, который тут же опровергается при помощи восьмого тома этимологического словаря славянских языков. Оказывается, известное трехбуквенное слово этимологически восходит к чему-то колющему и относится к общеславянскому лексическому фонду. brows

Интересно, что русский мат представляет собой обширную и практически не изученную (и не изучаемую!) устную языковую традицию. Связано это, вероятно, с тем, что русский мат довольно сильно табуирован в обществе. При попытке углубления в эту тему занимающийся табуированной лексикой ученый наталкивается на сильное сопротивление научного сообщества. Вплоть до того, что первые исследования в этой области были опубликованы не у нас, а зарубежом.

При этом в области обсценной лексики наблюдается ряд любопытных феноменов. К примеру, в ее этой табуированности имеется негласное разделение. Есть целый ряд сфер, где употребление обсценной лексики считается нормой. Главным образом, это сферы где мужчины взаимодействуют с мужчинами: армия, строительство, тюрьма. Соответственно, ненормальным там считается нормальный литературный язык))) Однако, в сферах, где женщины взаимодействуют с женщинами, мат хоть и считается нестрого табуированным, но практически не употребляется. И совсем уж табуированным считается мат при обращении мужчины к женщине.

В глубинке получил широкое распространение феномен использования обсценной лексики как фона для обычных слов. При этом мат несет не смысловую, а скорее эмоциональную нагрузку. На эту тему есть даже расхожая шутка: дескать, обсценные слова — это определенный и неопределенный артикли в русском языке. Думаю, что все мы в обиходе так или иначе сталкивались с этим явлением)))

С другой стороны, табуированность этой сферы языка приводит к тому, что при широком использовании (в литературе, на телевидении, в обществе), бранные слова приходится запикивать или использовать для них всевозможные эвфемизмы.

Одним из таких эвфемизмов стало безобидное вначале слово «хер», которое из-за употребления его в качестве заменителя другого широко известного слова, само со временем стало бранным (хотя и не в такой степени, как первоисточник). Другим примером может послужить рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в котором автор при употреблении обсценных производных заменил букву «х» на «ф», и таким образом как бы узаконил конструкции вроде «маслице-фуяслице» и «подъемник-фуемник».

Эти и ряд других озвученных в программе феноменов, связанных с обсценной лексикой, заставляет сделать вывод о том, что мат — неотъемлемый пласт русской языковой культуры, и если мы хотим знать наше общество и наш народ, русский мат должен подвергнуться изучению и описанию.

Говоря словами одного из гостей передачи, мат - это наше национальное достояние, и не надо его разбазаривать. Лингвист, который изучает язык за вычетом некоторых слов подобен доктору, изучающему человеческое тело за вычетом некоторых органов.



Ссылка на видео: https://youtu.be/UgxL8U_Opn0
 
РииДата: Пт, 2015-09-18, 13:11 | Сообщение # 7
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline

Цитата
Есть целый ряд сфер, где употребление обсценной лексики считается нормой. Главным образом, это сферы где мужчины взаимодействуют с мужчинами: армия, строительство, тюрьма. Соответственно, ненормальным там считается нормальный литературный язык))) Однако, в сферах, где женщины взаимодействуют с женщинами, мат хоть и считается нестрого табуированным, но практически не употребляется. И совсем уж табуированным считается мат при обращении мужчины к женщине.
 типа язык суровых воинов, ну-ну))
мне очень понравилось читать твою статейку, особенно на такую животрепещущю тему))
кстати, Солженицына тоже читала, да, видела))
 
muhhadaДата: Сб, 2015-09-19, 07:39 | Сообщение # 8
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Это больше обзор выпуска, чем статья. Кое-что осталось за кадром))) Рекомендую все же посмотреть, если не уснешь на середине))) Они там даже матерятся в эфире. Хотя, конечно, все запикали)))
 
muhhadaДата: Чт, 2015-10-01, 23:32 | Сообщение # 9
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Гордон №188 Технология творчества Норштейна от 19.12.2002 .
Одна из серии передач, объединенных общим названием "Технология творчества". И, на мой взгляд, одна из наиболее соответствующих этому названию.

В студии Юрий Норштейн - художник, режиссер-мультипликатор, снимавший легендарного "Ежика в тумане", которого любят не только в России, но и за ее пределами.

Основную часть времени, отведенного для передачи, Норштейн рассказывает о  своих методах работы над тремя  мультипликационными фильмами: "Шинель", "Ежик в тумане" и "Сказка сказок". Рассказывает он так живо и увлеченно, как может делать только бесконечно преданный своей профессии человек. Может быть, потому и выпуск получился таким живым и интересным. На мой взгляд, наиболее живым их всех просмотренных. Кажется, даже Александр Гордон взбодрился, поддавшись обаянию Юрия Борисовича biggrin

Кроме непосредственно рассказа о работе мультипликатора, мне показалась любопытной еще парочка моментов. Кое-что я даже выписала в тетрадь, потому что, думается мне, это может быть применимо и к стихосложению.

К примеру, несмотря на общепринятую кинематографическую точку зрения, которая гласит, что художник должен представлять в деталях замысел до того, как приступить к работе, Норштейн начинал, не имея плана в голове. Более того, персонаж сам ведет режиссера, раскручивая кадр за кадром и подсказывая, что должно быть дальше. Все эти заготовки, которые ты сам же и нарисовал, начинают диктовать, каким должен быть следующий шаг, и с этим ничего нельзя поделать. При работе над "Шинелью" двухминутный эпизод таким образом разросся до пятнадцатиминутного.

Второй момент - это отношение Юрия Борисовича к свободе действий при создании картины. Он сознательно ограничивает себя в выборе средств, ставит себе узкие рамки. Все фильмы Норштейна сделаны руками, хотя на компьютере сегодня можно нарисовать все что угодно. Казалось бы, это полная свобода действий. Парадоксально, но настоящая свобода начинается в рамках. При ограниченных возможностях начинает работать "творческий фермент" - интуитивно находятся простые изящные решения, которые дают удивительный результат. Ощутить, что еще ты можешь, находясь в заданных границах - вот что дает творческую свободу.

Еще одна вещь, на которую стоит обратить внимание, это  отношение Норштейна к красоте. Все слишком красивое из фильма убирается, чтобы оно не мешало восприятию сущности, нутрянки, авторского посыла. Как только взгляд останавливается на какой-то части кадра, как только эта часть становится важнее целого, важнее сути, начинается любование всей этой красотой. А там, где началось любование, пора заканчивать. Важно не сделать фильм максимально красивым. Важен баланс красивого. Но находится этот баланс только чувством.

Норштейн даже приводит в пример слова Блока, что особо чувствительные поэтические натуры могут быть склонны рассматривать как знак судьбы. brows Но скорее всего это означает, что в творческой среде всё находится где-то рядом.

Подобную точку зрения высказывал в другом выпуске "Технологии Творчества" и Георгий Данелия, который старался снимать фильмы так, чтобы зритель не обращал внимание на то, как сделан этот фильм, а смотрел сам фильм.

В общем, передачу стоит посмотреть даже далеким от  мультипликации и вообще чего бы то ни было творческого. А я пойду осмысливать полученную информацию.



Ссылка на видео: https://youtu.be/4EtacjqK7lY
 
Чердак » Полезное (возможно и вкусное) » Другое » 00:30 - Проект Александра Гордона (Обзор выпусков, которые могут быть нам интересны)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: