[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Чердак » Полезное (возможно и вкусное) » Стихосложение » План разбора лирического стихотворения © (план)
План разбора лирического стихотворения ©
РииДата: Пн, 2015-08-17, 13:37 | Сообщение # 1
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
взято из Сети
 
РииДата: Пн, 2015-08-17, 13:38 | Сообщение # 2
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
Автор произведения. Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Авторская позиция.

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?

©
 
muhhadaДата: Вт, 2015-08-18, 10:08 | Сообщение # 3
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Риич, я за тобой не успеваю. crazy

Вот этот момент хотелось бы прояснить, я его не поняла.

Цитата
Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Что такое пространственно-временной континуум стиха?

По поводу идеи произведения есть еще вот такая статья. Она к прозе относится вообще-то, но думаю, что по части вычленения идеи к стихам тоже может быть применима. Небольшая цитата оттуда:

Цитата
Итак, коль скоро идея есть обобщение содержания, стало быть, она должна выглядеть не как статичная басенная мораль, а как коротко сформулированная причинно-следственная связь, которая отражает исходную и конечную точки развития. Из этой формулировки, кстати, можно извлечь и мораль, если это необходимо. Не опровергая и не отвергая словарное определение термина «идея», достаточное для анализа произведения, для создания романа я рекомендую применять то, которое привёл в этом абзаце. Кстати, такая трактовка понятия «идея» близка зарубежному (англо-американскому) практическому литературоведению.

Давайте посмотрим, как будут выглядеть идеи в случаях, приведённых выше:
• «Желание помочь родной стране любой ценой ведёт к смерти» (Боромир, «Властелин колец»)
• «Честная жизнь и поступки по совести ведут к счастью» (Гринёв, «Капитанская дочка»)
• «Подобострастие и паническая боязнь гнева сильных приводит к смерти» (Червяков, «Смерть чиновника»)
 
muhhadaДата: Вт, 2015-08-18, 10:21 | Сообщение # 4
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Может, возьмем какой-то не слишком сложный текст, и в полигоне попробуем разобрать его согласно этому плану?
 
РииДата: Вт, 2015-08-18, 12:16 | Сообщение # 5
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
давай)) кидай текстик. а потом сравним наши мысли с анализом текста, который нароем в Сети))
 
РииДата: Вт, 2015-08-18, 12:18 | Сообщение # 6
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
пространственно-временной - я думаю, это место и время, в котором происходят события в стихотворении. какие детали помогают воссоздать атмосферу происходящего в стише, как-то так)
 
РииДата: Вт, 2015-08-18, 12:20 | Сообщение # 7
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
кстати, подкинутая тобой статейка более чем неплохая. сейчас читаю её.
 
muhhadaДата: Ср, 2015-08-26, 19:15 | Сообщение # 8
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Как насчет Пушкина или Лермонтова в качестве первой жертвы? Всегда хотела взглянуть на них по-новому.
 
РииДата: Ср, 2015-08-26, 19:52 | Сообщение # 9
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
давай)) отпрепарируем... неумело....)
 
muhhadaДата: Ср, 2015-08-26, 19:58 | Сообщение # 10
Мексиканский Кактус
Группа: Администраторы
Сообщений: 647
Награды: 18
Репутация: -9945
Статус: Offline
Тады завтра-послезавтра чего-нить подберу. Сегодня уже неохота лезть.
 
KenДата: Сб, 2015-11-14, 02:55 | Сообщение # 11
Крышнаитус-просветленус
Группа: Авторы, творцы и креативщики
Сообщений: 461
Награды: 11
Репутация: 10
Статус: Offline
Хых, ребятки))) Я никого ни к чему не призываю, но это не план критики, это учебный план студента филфака, помогающий тому разбираться в механизме. Критика, имхошно, состоит в личном восприятии каждым оно текста. Глупо думать, что автор (любой, включая интеллектуальных Фру и перфекционистку Муху) реально сидит и думает: "Так...здесь нада смешать аллитерацию с транслитеррацией, приправив их женской рифмой с учетом того, чтобы в строчке было не меньше двух глаголов". Покажите мне хоть одного, кто пишет так. Даже критический разбор новой модели автомобиля разбирает только общее - ходовую часть, салон, дизайн, компьютерные примочки ит.д., но не разбирает каждую шестеренку в отдельности, ибо это предмет разбора для спецов и только для спецов (причем узких). Поэтому в критике того же стиха (имхо), надо отходить от ненужного школярства. Критик - тот же литератор, только глаз у него немного по другому устроен. Он видит общее и мелкие детали, потрясающие его или наоборот, отторгающие. Он пишет критическую статью, как пишет литературное произведение, у него свой стиль, именно поэтому Белинского никогда не спутаешь с Писаревым. А у вас, ребята, сорьте - школярство. Морфология, антология итд. Тот же Бахтин в его разборе Рабле, несмотря на бОльшие, чем у нас вместе взятых знания - не касается исключительно техники, она проходит, но так, мельком, его интересно читать. У вас же однообразно - шестеренка "а", сопряженная с гайкой "б", насаженной на винт "в". Без обид. И естественно, я не утверждаю, что высказанное выше - истина. Просто мне так видится.

Сообщение отредактировал Ken - Сб, 2015-11-14, 03:06
 
РииДата: Сб, 2015-11-14, 09:31 | Сообщение # 12
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
ясен пень))) ты абсолютно прав. но иногда в охотку позаниматься этаким школярством. считай это упражнением по разбору)). целостное восприятие всегда важнее, кто спорит.
 
KenДата: Сб, 2015-11-14, 11:14 | Сообщение # 13
Крышнаитус-просветленус
Группа: Авторы, творцы и креативщики
Сообщений: 461
Награды: 11
Репутация: 10
Статус: Offline
Тады по схемке (предложенной выше) разберите, например, этот стих Бурлюка -

ПРИКАЗ

Заколите всех телят
Аппетиты утолять
Изрубите дерева
На горючие дрова
Иссушите речек воды
Под рукой и далеке
Требушите неба своды
Разъярённом гопаке
Загасите все огни
Ясным радостям сродни
Потрошите неба своды
Озверевшие народы...


или этот один из известнейших стихов Хлебникова -

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

И пусть авторы наставлений, подобных тому, который ты увидела в Сети, катятся в жопу!


Сообщение отредактировал Ken - Сб, 2015-11-14, 11:15
 
РииДата: Сб, 2015-11-14, 11:33 | Сообщение # 14
λυκάνθρωπος
Группа: Администраторы
Сообщений: 841
Награды: 21
Репутация: 19
Статус: Offline
та ну ты брось)) это всё равно что играть в шашки, например. а кто-то любит шахматы. кто-то разбор стишей не переносит в принципе, тип пишу душой и нечего расчленять. кто-то требует детального разбора, т.к. ему мало "понравилось"/"не понравилось") каждый развлекается как может.
 
KenДата: Сб, 2015-11-14, 11:37 | Сообщение # 15
Крышнаитус-просветленус
Группа: Авторы, творцы и креативщики
Сообщений: 461
Награды: 11
Репутация: 10
Статус: Offline
Нееее...А дело не в этом))))) Разбери по предложенному плану два этих классических стиха, ну попробуй)))) Ни Державина, ни Антиоха Кантемира, ни Пушкина-Лермонтова-Некрасова, а это)))))
 
Чердак » Полезное (возможно и вкусное) » Стихосложение » План разбора лирического стихотворения © (план)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: